МОРЕ – НА ВСЮ ЖИЗНЬ

6 лет ago Vichugskie 0

В преддверии Дня Военно-морского флота наш корреспондент побывал у мичмана атомной подводной лодки Александра Анатольевича Кустова.

Детство и юность будущего мичмана Военно-морского флота Александра Анатольевича Кустова прошли в поселке Старая Вичуга. Он всегда рос подвижным и смышленым ребенком, но в школе, как и многие мальчишки, «отличником» не был. Когда пришло время определяться с профессией, пошел на машиностроительный завод в помощники токаря-расточника, а затем стал работать самостоятельно. Повестку в армию он в то время уже поджидал…

Только на областном призывном пункте Александр узнал, что едет в Североморск и будет служить в ВМФ. Человеку, ни разу не видевшему бескрайнее море, хотелось узнать, что это такое, отдать побыстрее долг Родине и вернуться домой к родителям и друзьям, к своей работе. Из Вичуги к месту назначения прибыло 18 парней. Распределили кого куда, Александр попал на береговую базу, где не было ни единого земляка. Отвыкать от привычного образа жизни, конечно, было тяжело, но тосковать времени свободного практически не хватало. Военная и политическая подготовки, новые товарищи по службе… Сначала письма домой писал часто, а затем реже и реже, вошел в ритм армейских будней. Рота, к которой был приписан Александр Анатольевич, занималась минным делом. Специальность эта, как известно, ошибок не терпит. В его характере проявились все черты рассудительного, терпеливого, предприимчивого человека, способного быстро принимать правильные решения. Это сейчас Александр Анатольевич говорит, что три года на море пролетели незаметно, а тогда казалось, служба тянется бесконечно. И как объявили дембель, он с чемоданчиком в руках радостно помчался в свою Старую Вичугу.

 

Вернулся к своему станку на машиностроительный завод. Закрутился, завертелся барабан, в зажиме – заготовка,  а в глазах – пенный след по пучине от их катера, идущего на ответственное задание, а в мыслях – дружный морской коллектив, атмосфера мужского братства…

Тоска по тем армейским временам взяла свое, и Александр Анатольевич пошел в военкомат, где написал рапорт на сверхсрочную службу в рядах Военноморского флота. Дни тянулись словно годы, правильно говорят, что нет хуже ждать и догонять. Он уже не раз пожалел, что не заключил контракт сразу по окончанию срочной службы.

Судьба преподнесла А.А. Кустову подарок. Вскоре ему позвонили из военкомата и пригласили для беседы. Оказалось, что в поселке Каменка гостит командир атомной подводной лодки, базировавшейся в Североморске. После разговора офицер-подводник В.И. Петрович откликнулся на просьбу А.А. Кустова, и последний с чемоданчиком в руке вернулся в Североморск, хотя сначала и в школу мичманов.

Через год Александр Анатольевич шагнул на борт грозного боевого корабля. Шесть лет на атомной подводной лодке мичман вспоминает, как сложный повседневный труд, но  с чувством гордости и выполненного долга по сохранности рубежей нашей страны и отстаивания ее интересов в различных регионах, например, у берегов Америки и Африки.

Бесконечные походы, которые порой длились месяцами, были всегда результативными. Четкая работа экипажа, а это свыше ста человек, неоднократно отмечалась благодарностями военного руководства.  В арсенале наград мичмана А.А. Кустова есть знак «За боевые выходы в море» и поощрение от главнокомандующего ВМФ России, когда  экипаж подлодки безупречно поразил цель на полигоне Дальнего Востока ракетой, выпущенной из подводного положения от берегов Североморска. О своих прямых обязанностях на субмарине, где на борту имелись шесть ракет стратегического назначения и солидный боекомплект другого грозного оружия, Александр Анатольевич не распространяется, кроме того, что был не последней единицей в расчете боевой части.

Мичман А.А. Кустов прочувствовал всю атмосферу, царящую у подводников. Здесь каждый осознает, зачем он тут, нет личного я, только команда. Ведь жизнеспособность корабля порой зависит от слаженности действий даже рядового матроса. Экипаж – это единая семья, где переживают и празднуют победу каждого ее члена.

Когда «усталая» подлодка идет из глубины домой, на пирсе жены, дети встречают весь экипаж, как самых близких и родных людей. А это, по сути, так и есть.

Пока подводник выполнял государственные задачи, дома его ждали супруга и двое детей. Здесь, в расположении военного городка, им дали квартиру. Жена занималась воспитанием сына и дочки. На вопрос, тяжело ли быть второй половинкой моряка, Галина Викторовна ответила, что нелегко, даже имея твердый, а когда нужно и мягкий, характер. Она до сих пор вспоминает со светлой ностальгией те напряженные, но близкие сердцу будни.

С женами других моряков она узнала, что такое женская дружба и солидарность, когда терпеливо надо ждать своих защитников Отечества. Они находили себе занятия по интересам, а самое главное – создавали для мужей такую обстановку, чтобы те, ощущая теплоту семейного очага аж за тысячи миль от родного причала, всегда хотели вернуться к своим близким. Ту интересную жизнь на Севере Галина Викторовна, не задумываясь, вернула бы и прожила еще раз: незабываемые встречи с мужем после разлуки, ежедневное общение с подругами, отпуска на малую родину, походы на рыбалки, за морошкой, грибами. Все это  воспринималось по-особенному, с любовью.

Александр Анатольевич не может забыть макароны по-флотски. Какая бы ни была жена мастерица в кулинарии, но это блюдо в кают-компании за столом с сослуживцами для него до сих пор особая «фишка». Дома приходилось бывать недолго, но время, проведенное с семьей, было высшим человеческим счастьем.

Случилось так, что мой собеседник попал в госпиталь, после чего его списали на берег. Но он сделал все возможное, чтобы вернутся в море. Его назначают командиром катера-торпедолова. Через  восемь месяцев Александру Анатольевичу дают место на противодиверсионном катере. Оценив все его деловые качества, руководство предлагает мичману небезопасную командировку в Африку. Только после просьбы сослуживцев супруга пошла на уступки, и он вновь ушел в дальнее плавание.

Персидский залив – боевое траление, район Западной Сахары – обезвреживание мин, Гвинея – 14-бальный шторм. Это ему врезалось в память особенно, так как на кону стояла жизнь.

После окончания службы семье Кустовых Министерство ВМФ предоставило благоустроенную квартиру. Ее супруги получили в поселке Каменка, где протекает великая русская река Волга. В часы досуга бывший мичман ВМФ любит спустить на воду свое маломерное судно и, направив его навстречу волне, мчаться в манящий водный простор, чтобы хоть как-то отвести свою морскую душу, или просто посидеть с удочкой в качающейся лодке, вспомнить море, походы, поразмышлять о смысле жизни.

День Военно-морского флота для Кустовых – любимый праздник. Они созваниваются с  друзьями-подводниками, интересуются делами, рассказывают о своих, вспоминают молодость и желают друг другу семь футов под килем.

В. Афиногенов