ИСПРАВЛЯТЬ ТРУДНОСТИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ – ЕЕ ПРИЗВАНИЕ

4 недели ago Vichugskie 0

Нарушения речи встречаются у детей XXI века намного чаще, чем в прошлые десятилетия, отмечает статистика. И это несмотря на то, что новое поколение уже с пеленок умеет обращаться со смартфонами и получает гораздо больший объем информации из всевозможных источников.

Задержка речевого развития, не исправленная в раннем возрасте, грозит большими трудностями при коммуникации с окружающими, проблемой заниженной самооценки и невозможностью реализовать себя как полноценную личность.

В Вичуге детям с тяжелыми нарушениями речи оказывают помощь специалисты групп компенсирующей направленности в детских садах №№ 29 и 30. Более 35 лет в дошкольном учреждении № 29 работает Елена Владимировна Дудина – учитель-логопед первой квалификационной категории. Опытный педагог поделилась историей своего трудового пути, рассказала о работе логопедических групп и в чем видит одну из причин задержки речевого развития.

Выбрав профессию логопеда, продолжила семейную династию

Е.В. Дудина – коренная вичужанка, которая продолжила семейную династию педагогов. Ее родители посвятили жизнь образованию: мама – в прошлом учитель истории, преподавала в школе № 13, папа – учитель русского языка и литературы, до выхода на заслуженный отдых руководил школой № 6.

И все же в юности, когда пришла пора определяться с будущей профессией, девушка не спешила поступать в вуз – хотела сначала убедиться в том, что сможет и хочет работать с детьми. После окончания школы она устроилась пионервожатой в коррекционную школу-интернат в местечке Хреново.

Старшие коллеги, очевидно, заметив способности вчерашней школьницы, посоветовали ей стать учителем-логопедом. «В то время эта профессия была малоизвестна, но, приобретя небольшой опыт работы, я решила реализовать себя именно в ней, – вспоминает Елена Владимировна. – Отработала в школе год и в 1982 году стала студенткой дефектологического факультета Ленинградского педагогического института».

Учиться было очень интересно, отмечает моя собеседница. Окончив институт, девушка вернулась в Вичугу, поближе к родителям. Молодой специалист начала работу в качестве воспитателя в детском саду № 29, затем трудилась логопедом в коррекционной школе
№ 4, а когда в дошкольном учреждении № 29 освободилось место учителя-логопеда, вновь устроилась туда.

Вот уже на протяжении 35 лет Елена Владимировна помогает подрастающему поколению вичужан. За поддержку в начале трудового пути она признательна старшим коллегам – Н.А. Кораблевой и Т.В. Бойцовой. «С воспитателем Татьяной Васильевной Бойцовой работаю на одной группе все эти годы, – отмечает она. – Как более опытный педагог, коллега делилась мудрыми советами, знаниями психологии детей младшего возраста, что особенно важно, ведь наши воспитанники имеют особенности в развитии, и к каждому нужен индивидуальный подход».

Все нарушения легче исправить до школы

В группы компенсирующей направленности переводят ребят с нарушениями речи из разных дошкольных учреждений.
Обучение длится два года. В детском саду № 29 таких групп две, в каждой по 14 человек. Сегодня в основном это дети с логопедическими проблемами, которые сложно решить без помощи специалистов. Работа в этом направлении всегда ведется комплексно. После утренних занятий с логопедом каждый вечер воспитатель закрепляет полученные детьми навыки. Обязательны речевые упражнения, звуковой анализ и синтез, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, чтение стихов; на второй год обучения – профилактика нарушений чтения и письма. Чтобы ребенок мог дома повторить изученные в саду темы, родители по желанию приобретают специальную литературу. Только так – совместными усилиями – удается достигать хороших результатов и помогать многим малышам.

следует знать

Чтобы предупредить проблемы речевого развития, важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление к взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы нужно проконсультироваться с логопедом.

У многих ребят, кроме речи, нарушены также память и внимание, поясняет логопед. Все это нужно исправить до семи лет, когда ребенок пойдет в школу и будет получать массу новой информации. И если к этому моменту первоклассник еще не научится говорить, ему будет очень трудно справиться с учебной программой. Артикуляционный аппарат у семилетнего человека уже практически сформировавшийся, как у взрослого, и менее подвижный. К тому же в старшем возрасте трудноговорящий ребенок осознает свою особенность, начинает замыкаться в себе, стесняться сверстников – появляется риск получить психологическую травму.

«Наша задача – подготовить детей к общеобразовательной школе, чтобы после исправления речевых нарушений они смогли самостоятельно учиться», – говорит педагог. И это ей удается: почти все выпускники группы Елены Владимировны умеют читать, писать, составлять рассказы по картинкам, опираясь на свой жизненный опыт. Большое внимание в работе она уделяет созданию в группе условий, которые обеспечивают эмоциональное благополучие воспитанников.

Важно как можно раньше заняться развитием детской речи

Известно, что речевые нарушения, как особенность устройства психики, нервной системы, нередко наследуются внутри семьи от одного поколения к другому. Предупредить такие логопедические проблемы и компенсировать их можно, если начать занятия с раннего детства, уверена Елена Владимировна.

«К сожалению, часть родителей выявляют задержку развития у своих детей поздно: ребенку исполнилось три года, а он не произносит слов и плохо понимает обращенную к нему речь, не владеет минимальными навыками самообслуживания, – сетует педагог. – В практике встречаются даже такие тяжелые ситуации, когда ребенок начинает говорить только после четырех лет. Беспокойство нужно проявлять намного раньше – уже в два года он должен произносить несколько слов, изъясняться короткими фразами, идентифицировать себя. Следует обращать внимание, в каком возрасте малыш начинает говорить, как у него работает мелкая моторика».

интересные факты

• Каждый разговор обеспечивает человеку немалую физическую нагрузку – в процессе беседы задействованы около сотни мышц шеи, груди, челюсти, губ.
• 14 – максимальное количество звуков, которое человек может произнести за одну секунду.
• Дети начинают изучать язык еще в материнской утробе. Например, во французских семьях младенцы плачут с повышающейся интонацией, характерной для их языка; в немецких – напротив, с понижающейся.

Одна из причин проблем с речью, по мнению специалиста, заключается в том, что дети редко видят дома взрослых с книгой в руках: современные семьи в основном мало читают. «А ведь мама и папа должны показывать пример своему чаду, обогащать свой и его лексический запас, читать вместе на ночь сказки, просто разговаривать по душам при любом удобном случае, а не подменять себя планшетом и телефоном. Детям очень нравится, когда взрослые уделяют им внимание, вовлекают их в обучение через игру. Им интересно получать знания, и нужно максимально использовать такие моменты для развития ребенка», – поясняет Е.В. Дудина.

Раньше, в эпоху до интернета, учителям-логопедам приходилось мастерить все пособия и развивающие игры вручную, требовалось проявлять фантазию, рассказала она. А сегодня молодым родителям доступно множество источников информации, которые помогут вовремя отследить отклонения и скорректировать их с минимальными усилиями.

Педагог уверена: ее выпускники будут успешными в жизни

Выпуская очередную группу воспитанников в школьную жизнь, педагог испытывает чувство удовлетворения от того, что все труды и старания не напрасны. «Когда вижу положительную динамику, я спокойна, что наши дети смогут учиться самостоятельно, адаптируются к школьной обстановке и будут успешными в жизни. И родители тоже спокойны за будущее своих детей. Рада, что есть возможность оказать помощь тем ребятам, которые в ней нуждаются», – говорит Е.В. Дудина. А еще добавляет, что группы компенсирующей направленности должны быть открыты в каждом дошкольном учреждении, поскольку квалифицированная помощь логопеда сегодня требуется каждому третьему ребенку.

На вопрос о том, появлялось ли желание сменить род деятельности, она ответила без всяких сомнений: «Нет. Моя работа хороша тем, что я вижу результаты своего труда, усилий, отданных каждому воспитаннику. Наши выпускники инициативные, самостоятельные, у них нет страха перед школой. И учителя их часто хвалят».

За свой богатый педагогический стаж Е.В. Дудина выпустила 19 групп детей. «Сначала в наш сад ходили мамы и папы, потом их старшие дети, теперь помогаем младшим», – рассказывает она.

Педагог воспитала дочь Ольгу, которая окончила Ивановское художественное училище, сейчас живет в Краснодаре, работает дизайнером. Елена Владимировна немного сожалеет, что семейная династия прервалась, но счастлива, что любимый ребенок реализовал себя в творческой сфере, к какой отчасти можно отнести и профессию логопеда. Ведь и педагогу для того, чтобы раскрыть свой потенциал, постоянно приходится проявлять фантазию и смекалку. Только так удается найти ключ к сердцу ребенка, понять его и помочь преодолеть трудности общения.

В коллективе Елена Владимировна – один из самых опытных специалистов, к ее мнению прислушиваются коллеги, а она, в свою очередь, активно занимается самообразованием, участвует в городских методических объединениях, передает навыки и делится мудрыми советами с молодыми сотрудниками. Логопед творчески подходит к подготовке и проведению занятий, оснащению кабинета оборудованием, учебными материалами и стремится к тому, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно во время занятий. Это помогает ей добиваться стабильных положительных результатов в работе, что подтверждают высокий уровень речевого развития воспитанников и искренняя благодарность родителей ребят.

Е. Дождикова