СЕГОДНЯ – ТРИ «Я», А ЗАВТРА? О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ИНСТИТУТА СЕМЬИ
6 лет ago Vichugskie 0
Два дня в году россияне имеют возможность отдать все свое внимание…семье: 15 мая — международный день семьи, 8 июня – российский.
Статистика круглый год держит руку на пульсе семейных отношений.В конце 2018 года Ивановостат выпустил сборник «Семья, женщины и дети в Ивановской области», в нем содержатся показатели демографической статистики за 2017 год. Это данные по рождаемости, брачности, разводимости, среднедушевому доходу, состоянию здоровья, и многие другие, например, по статистике подростковых правонарушений, причем, в сравнении с предшествующими годами. Впереди глобальное событие — Всероссийская перепись населения 2020 года, данные которой позволят всесторонне оценить новые проблемы семьи за 10 лет от предыдущей переписи.
Сегодня многие социологи мира высказывают озабоченность: семья в кризисе, появились новые формы брака, растет число разводов…
Исследование фонда «Общественное мнение» среди молодых показало. На вопрос о первостепенности жизненных целей, половина ответили «работа», «совершенствование в профессии», «карьера»; 19 % – «получение образования», «востребованность профессии»; 13 % – «деньги, богатство» и только 6% готовы к созданию семьи.
А между тем, неплохо было бы вспомнить классиков:
«Без семьи человек один в мире и дрожит от холода». (Андре Моруа).
«В семейной жизни самый важный винт – это любовь».(Антон Чехов).
«Счастливая семейная жизнь – это искусство. Причем, со стороны обоих». (Лев Толстой).
За сто лет в России в институте брака ученые выделили три этапа, во время которых либерализация семейно-брачных отношений происходила дважды – после революции и с середины 50-х годов до сегодняшнего дня, а между ними, с 30-е по 50-е годы, государство жестко регулировало семейную сферу.
Сегодня распространился «визитный» брак – когда отношения мужчины и женщины могут быть зарегистрированными, и растут дети, но супруги живут раздельно. А молодые пары вступают в пробные (гражданские) браки, не оформляя свои отношения юридически — под предлогом их «проверки» временем.
Статистики после переписи населения 2010 года отметили такое парадоксальное явление: при опросах мужчины, состоящие в гражданском браке, считали себя свободными, а женщины – замужними. Однако социологические опросы показали, что только 19,4% юношей относятся к пробным бракам отрицательно, среди девушек наоборот, лишь 23,8% — положительно. Это вселяет надежду — институт брака пока рано списывать со счетов.
Социологи убеждены, что кризис семьи — не в появлении новых моделей брака и нежелании вступать в него, а в значительном увеличении числа разводов. Ведь, как говорят демографы, решимость для повторного вступления в брак и рождения детей в новом браке при этом значительно снижается.
Кто несет за это ответственность — мужчины или женщины? Многие убеждены — во всем виновата возрастающая социальная активность женщин в обществе, их самодостаточность, стремление к карьере и независимости. Но материальный фактор – немаловажная составляющая семьи. Введение сертификата на материнский капитал, разработка программ по обеспечению молодых жильем — попытка государства поддержать институт семьи.
Но стоит разобраться. Всего три типа семьи различают ученые. Патриархальная отличается авторитарной системой воспитания, зависимостью жены от мужа, детей — от родителей, главный в семье — муж, в его руках все экономические ресурсы, задача жены — рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство.
В детоцентристской модели семьи главная задача семьи — не деторождение, а родительские функции. Ребенок, который зачастую в семье один, превращается в объект особенной заботы, стремления дать ему хорошее образование и будущее.
В супружеской семье, которую социологи отмечают как явление наших дней, когда изменилось социальное положение женщин, мужья и жены большее значение придают своим отношениям, чем рождению и воспитанию детей, не исключается возможность профессионального роста женщины, ее участие в общественной жизни и планирование числа детей. Однако не все мужчины, утратив свою профессиональную монополию, согласны с перераспределением ролей в семье.
Какая же модель возьмет верх? Время покажет.
А пока статистика. По данным переписи населения 2010 года в Ивановской области в частных домохозяйствах насчитывалось 297 тысяч семейных ячеек. Супружеских пар без детей в области было 96,2 тысячи. А 77 тыс. супружеских пар имели детей моложе 18 лет. Для сравнения с соседними регионами: во Владимирской – 103 тыс. пар с детьми до 18 лет, в Костромской – 57 тыс.
В Ивановской области около 38 тысяч семей, в которых мать одна воспитывает детей до 18 лет, и более 8 тысяч, где воспитанием детей занимаются только отцы. Средний размер семейной ячейки в нашем регионе – 2,6 человек. Те же показатели – в соседних областях. Многодетных семей, воспитывающих троих и более детей до 18 лет, в нашей области — около 3 тысяч.
Увы, демографические процессы складываются не в пользу роста численности женщин репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет). По данным переписей населения в 1989 году насчитывалось около 305 тыс., в 2002 году -304 тыс., в 2010 – 265 тысяч способных к деторождению жительниц Ивановской области. На начало 2018 года — 229 тыс. женщин репродуктивного возраста.
Динамика изменения суммарного коэффициента рождаемости в Ивановской области: 2005 год – 1,183, 2010-й – 1,398, 2015-й – 1,629, 2017-й – 1,462.
А теперь «счастливые» семейные показатели – браки, скрепленные актами ЗАГСов. В 1990 году в Ивановской области на 1000 человек населения приходилось 8,4 зарегистрированных брака, в 2002 году — 6,3, в 2010 – 7,4, в 2017 — 6,5, в 2018 – 5,6
По поводу «грустного» показателя – разводимости (число разводов на 1000 человек населения). — После его скачка в 2002 году по сравнению с 1990 годом (от 3,2 до 5,1) — в дальнейшем он уменьшился (с 4,2 — в 2010 году до 4 – в 2017 году). В 2018 году – 3,9.
Сравним показатели разводимости 2017 года: в Ивановской области – 4,0, во Владимирской — 4,2, в Ярославской — 4,1, в Костромской — 4,3, по России и ЦФО — 4,2.
Напрашивается внушающий некоторый оптимизм вывод…
Отдел информации Ивановостата