ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГАХ?

3 года ago Vichugskie 0

Почти месяц назад отзвучали поздравления с Днем знаний всех школьников, студентов и преподавателей. И вот мы снова поздравляем педагогов: 5 октября – День учителя.

О том, каким должен быть учитель, существует немало афоризмов. «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — мысль Плутарха. «Хорошие учителя создают хороших учеников», — наблюдение известного математика и педагога Михаила Остроградского. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», — высказывание историка Василия Ключевского. Все эти изречения подчеркивают ответственность, которую предполагает профессия педагога. Сейчас, когда детям, к сожалению, слишком доступна негативная информация, эта ответственность стала еще больше.

Что известно о людях, выбравших стезю педагогики в нашем регионе? По информации Ивановостата, на начало 2016-2017 учебного года в области работали около 5,8 тыс. учителей: 5 657 — в государственных общеобразовательных организациях и 111 – в негосударственных.

Вначале расскажем о педагогах государственных школ. Что касается их образования, то у 90,7% было высшее (в том числе педагогическое – 86,1%), у 7,9% – среднее профессиональное (в том числе педагогическое – 6,9%).

В начальных классах преподавали 1710 человек или 30,2% общего контингента. Среди остальных педагогов-предметников больше всего было учителей русского языка и литературы – 681 человек, далее шли преподаватели иностранных языков – 633 (в том числе английского — 507) и математики — 548. Физическую культуру вели 399 человек; историю, экономику, право, обществознание – 336; трудовое обучение (технологии) – 294, физику – 191, биологию – 178. Примерно одинаковым было количество учителей географии (153), химии (150), информатики и ИКТ (145). Музыку и пение преподавали 97 педагогов, изобразительное искусство и черчение – 73, основы безопасности жизнедеятельности — 38.

Несмотря на то, что учитель – в основном женская профессия (87,8% кадрового состава), мужчин немало среди преподавателей физкультуры (52,9%), основ безопасности жизнедеятельности (63,2%), трудового обучения (40,5%), информатики и ИКТ (26,2%).  Кстати, среди учителей начальных классов мужчины тоже есть: их 3,5%.

Об опытности ивановских педагогов говорит тот факт, что большинство из них имели стаж работы 20 и более лет – 69,2% общего контингента. Учителя со стажем до 5 лет составляли 11,2%. Что же касается возрастного состава, то молодежи до 25 лет было 5,4%, пенсионеров – 25,8%.

При желании преподавателя, уровень его профессионализма может определять и квалификационная категория. Сейчас их две: первая и высшая. Для получения первой категории нужно проработать педагогом не менее двух лет, а получить высшую категорию можно не ранее, чем через два года после присвоения первой. Учителя высшей категории составляли 27,8% педагогов государственных школ, первой – 41,5%.

Что же касается педагогов негосударственных школ, то здесь больше преподавателей-мужчин (34,2% против 12,2% в государственных организациях), а возрастной состав кадров более молодой. Преподавателей до 25 лет было 7,2%, пенсионеров – 15,3%.  А вот педагогов с квалификационными категориями здесь в общей сложности меньше. Доля учителей с высшей категорией почти совпадала с показателем в государственных школах – 27,9%, но первую категорию имели лишь 13,5%.

Отдел информации Ивановостата