ВНЕ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ ОНА СЕБЯ НЕ МЫСЛИТ

3 года ago Vichugskie 0

Жизнь каждого из нас уникальна и интересна. Сегодня на страницах нашей газеты речь пойдет о жизни  известного в городе и районе человека, снискавшего уважение вичужан. Это Н.Р. Догадкина – учитель начальных классов школы № 13, которая 26 октября отметила свой очередной  юбилей. Признается, что в жизни на первом месте у нее работа.

Она не представляет себя никем, кроме педагога, хотя в детстве мечтала быть врачом. Но на выбор профессии повлияла первая учительница Наталии Рафаиловны – Инна Андреевна Елсукова. Не только Н.Р. Догадкина но и все одноклассники уважали И.А. Елсукову, которая смогла найти подход к каждому ученику, привила любовь к учебе и открыла дорогу в будущее. Ее педагогическое кредо – постоянный поиск новых эффективных форм и методов обучения и воспитания детей.

– В семье я была единственным ребенком, — рассказывает Наталия Рафаиловна. – Родители трудились на фабрике имени Ногина рабочими, но всегда мечтали, чтобы их дочь получила высшее образование. В школах №№ 9, 11 я хорошо училась, была активисткой, после уроков занималась с отстающими одноклассниками. В Шуйском государственном педагогическом институте получила специальность учителя начальных классов, там тоже вела активную общественную работу, была старостой курса. После окончания высшего учебного заведения вернулась в Вичугу и в 1980 году приступила к работе в начальной школе № 3. И вот уже 37 лет – на одном рабочем месте.

– Наталия Рафаиловна, каким было первое впечатление о педагогическом коллективе школы?

Там был слаженный коллектив. Меня приняли, как в родную семью. Если возникали те или иные трудности, то помогали учителя начальных классов со стажем – Евгения Ефимовна Сарапенкова и Вера Леонидовна Лаврентичева. Я постигала азы профессии, опираясь на их педагогический опыт.

Благодарна директору школы Фаине Васильевне Бусуриной, которая учила ответственно-сти, дисциплинированности. Потом ей на смену пришел новый руководитель  Ангелина Григорьевна Махлова – человек творческий, инициативный, добрый и внимательный к каждому. В то время наша школа была стартовой площадкой для обучения педагогов города, района, области. Считаю этот период самым плодотворным. Мы делились опытом работы с коллегами, участвовали во всех городских мероприятиях, пели в хоре, мои статьи и конспекты уроков печатались в журнале «Начальная школа».

– Вы  учитель высшей категории, отличник народного просвещения, заслуженный учитель Российской Федерации. Легко ли быть своего рода «маяком»?

Начну с того, что в 1989 году выступала в Москве на Коллегии в Министерстве образования с докладом об опыте работы нашей школы, где мне за заслуги в области образования вручили нагрудный знак «Отличник народного просвещения». Хочу сказать, что у нас сложилась команда единомышленников, работали в одной связке: вместе готовились к семинарам, урокам, еще и семьями дружили. И до сих пор с Людмилой Николаевной Тюкиной, Натальей Германовной Гурылевой поддерживаем дружеские отношения.

Позднее мне было присвоено почетное звание  «Заслуженный учитель Российской Федерации», за многолетний добросовестный труд имею много грамот и благодарностей различных уровней. Думаю, что «маяком» мне быть  по силам, так как знаю свое дело и люблю работу. Чтобы быть настоящим учителем, необходимо развиваться самому, искать инновационные формы и методы обучения, то есть идти в ногу со временем. Этому я и посвящаю большое количество времени.

– С какими учениками больше всего любите работать – старательными, но не очень способными, или с одаренными, но ленивыми?

Воспринимаю ребят такими, какие они есть. Конечно, в одаренных детях развиваю талант, а ученикам, которым трудно даются некоторые предметы, больше уделяю внимания.

– На Ваш взгляд, чем сегодняшние школьники отличаются от вчерашних?

Сейчас у многих детей проявляется гиперактивность, они более импульсивны, но всесторонне развиты. Раньше же учащиеся были более спокойными и уравновешенными.

– Наталия Рафаиловна, Вы строгий или лояльный учитель?

На этот счет моя мама говорит так: «Ты у нас строгая, но справедливая!». Еще я люблю порядок во всем, никогда никого не подведу, думаю, что я человек ответственный, обязательный и трудолюбивый.

– Понимаю, что Вы труженица. Как избегаете усталости?

Во всех делах мне помогает моя надежная вторая половинка – муж Александр. Летом любим собирать в лесу грибы и ягоды, отдыхать на море. Хочу сказать, что праздники и семейные даты мы отмечаем нашей большой семьей, а каждую субботу ходим к маме в баню. Мы очень дружные, мои  родители и родители мужа делили вместе радости и горести, и нас этому научили.

Еще я ценю настоящую женскую дружбу. Мне посчастливилось в жизни найти такого прекрасного человека, как Ольга  Викторовна Развалова. Рядом  с ней можно пережить любые беды, справиться с проблемами, она выслушает, поймет и поддержит. Лучшая подруга всегда помогает словом и делом. Мы часто созваниваемся, находим время для приятного времяпрепровождения.

– Несколько слов о Ваших детях.

У нас двое детей – сын Алексей и дочь Мария. Оба окончили  высшие учебные заведения: сын – Ивановскую государственную текстильную академию, дочь – Ивановский государственный университет. Алексей живет в Вичуге и вместе с женой ждут третьего ребенка, а Маша живет в Москве, воспитывают с мужем дочку. Я очень рада, что отношения между Алексеем и Марией дружеские, основанные на взаимопонимании и поддержке.

– Наталия Рафаиловна, спасибо за интервью! Я и все мои одноклассники – ученики Вашего первого выпуска – поздравляем Вас с юбилеем! Очень хочется, чтобы каждый прожитый день приносил  истинное  удовлетворение от работы! Мы уважаем Вас и навсегда сохраним в сердцах добрую память о нашем учителе!

О. Мороз