ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ПО НОВОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО

7 лет ago Vichugskie 0

В Ивановской области новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами планируют запустить с первого июля 2017 года.

Напомним, в 2016 году был объявлен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), а 30 декабря того же года департаментом ЖКХ Ивановской области были подведены итоги. Победителем признана компания «Региональный оператор по обращению с ТКО».

С первого июля услуга по вывозу и утилизации мусора перешла из разряда жилищных в коммунальные, в квитанциях она выведена в отдельную строку. Изменился и расчет услуги: плата за вывоз отходов будет начисляться в зависимости от количества проживающих в квартире людей, а не от площади помещения, как это было раньше. В связи с этим у граждан возникает много вопросов о работе регионального оператора по обращению с ТКО. На самые часто задаваемые вопросы ответил заместитель генерального директора регоператора по обращению с ТКО Денис Александрович Немцев.

 

Нужно ли проводить собрание в МКД и принимать решение для того чтобы договора на коммунальную услугу по вывозу мусора заключали с каждым жителем? И как будут заключаться эти договоры?

По умолчанию договор на оказание услуги по обращению с отходами заключается между  Региональным оператором и управляющей компанией. Если собственники квартир в МКД хотят заключить прямые договоры с Регоператором, они должны провести общее собрание собственников и проголосовать за это решение. В случае принятия такого решения договор на оказание услуги по обращению с ТКО Регоператор заключит с каждым собственником квартир в данном МКД.

Если договора не будут заключены, жители не обязаны платить?

Услугу по обращению с ТКО обязаны оплачивать все. Проект договора разослан всем жителям области по почте. Основанием для оплаты служит подписанный с Региональным оператором договор или квитанция на оплату в случае, если договор заключается посредством публичной оферты. Так как договор с Регоператором является публичным, а жители обязаны его заключить, то Регоператор имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении жителя к заключению договора. При этом задолженность по договору будет формироваться с момента начала оказания услуги.

Правда ли, что при оплате первой квитанции, где указан вывоз мусора, житель автоматически заключает устный договор и заранее согласен на условия регоператора?

В отношении жителей частного сектора планируется заключение договоров на оказание услуги по обращению с ТКО через публичную оферту. Порядок таков: в средствах массовой информации размещается текст договора, по итогам первого месяца оказания услуги по обращению с ТКО Регоператор рассылает всем потребителям этой услуги квитанции на оплату, факт оплаты по квитанции означает автоматическое подписание договора, размещенного в СМИ.

Какие принципиальные изменения в сфере обращения с ТКО повлияли на повышение цены на данную услугу? Что улучшится с приходом регоператора?

Можно выделить 3 основных фактора, появление которых непосредственно влияет на стоимость услуги по обращению с ТКО.

Во-первых, в соответствии с действующим законодательством в единый тариф Регоператора по обращению с ТКО войдет плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления Регоператора эту плату вносили только юридические лица, т.е. предприятия и организации, теперь же эта плата будет взиматься со всех потребителей услуги по обращению с ТКО, в т.ч. с населения.

Во-вторых, Региональный оператор является плательщиком НДС – налога на добавленную стоимость. Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения и тоже не платят НДС. Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы Регоператора добавится еще 18% НДС.

Третьим фактором, который влияет на рост стоимости услуги по обращению с ТКО, является сбытовая надбавка Регоператора, она включает в себя затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями.

О росте тарифа известно и в Правительстве Ивановской области, и в Правительстве РФ. Этой проблеме было посвящено недавнее заседание в Москве под руководством заместителя председателя Правительства Д.Н. Козака. В настоящее время в правительстве страны обсуждается вопрос о снижении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду и о предоставлении Регоператорам по обращению с ТКО льготы по уплате НДС.

Где планируется установка контейнерных площадок в частном секторе?

Контейнерные площадки в частном секторе обустраивают органы местного самоуправления с учетом мнения жителей. Регоператор только снабжает площадки контейнерами.

Что включает в себя понятие «утилизационный сбор», за который должны платить все?

Многие путают утилизационный сбор и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Утилизационный сбор вносят производители и импортеры товаров, которые по окончании их использования подлежат утилизации. По идее законодателя средства, собираемые с производителей в рамках утилизационного сбора, должны пойти на утилизацию или захоронение отслуживших товаров (телевизоров, холодильников, стиральных машин и т.п.).

Плату за негативное воздействие вносят все предприятия и физические лица, в результате деятельности и жизнедеятельности которых образуются отходы. Ставка платы зависит от класса опасности образующихся отходов. По логике разработчиков средства, собираемые в рамках платы, должны быть потрачены на ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отходами, образующимися у потребителей. Средства, собираемые в рамках платы за негативное воздействие, распределяются в следующем порядке: 5% — в федеральный бюджет, 45% — в областной, 50% – в местный бюджет.

Вы утверждаете, что регоператор будет отвечать за сбор и утилизацию мусора, а за содержание контейнерных площадок отвечает муниципалитет. Что нужно сделать, чтобы вся эта цепочка была закреплена за регоператором? Ведь такой подход был бы более удобным и справедливым.

За содержание контейнерной площадки отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена (УК, ТСЖ или муниципалитет). Федеральная антимонопольная служба своим письмом в региональные службы по тарифам уточнила, что расходы на содержание контейнерных площадок не могут учитываться при утверждении единого тарифа Регоператора по обращению с ТКО.

В случае обнаружения стихийной свалки, регоператор обязан выявить собственника земельного участка, на котором расположена стихийная свалка, и предложить ему ликвидировать ее. Если в течение этого времени свалка ликвидирована не будет, то  регоператор обязан сам ее устранить, но при этом получает право через суд взыскать понесенные расходы с собственника земельного участка. В законодательстве какого уровня этот порядок прописан?

Этот порядок прописан в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156

 

Что изменится с началом работы Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

Ещё в конце 2014 года Президентом страны подписан закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Согласно этим изменениям ответственность за организацию обращения с отходами перенесена с муниципального уровня на региональный, а в каждом регионе выбирается Региональный оператор по обращению с отходами, который занимается созданием и развитием областной системы обращения с отходами. Задача управления отходами выведена на новый уровень, поэтому сформирована единая областная территориальная схема обращения с отходами, поэтому региональный оператор выстраивает и оптимизирует свою работу в рамках всей области, поэтому принимаются общие для всей области нормативы накопления и единый для всех тариф на услугу по обращению с отходами. Теперь проблемы Пучежского или Пестяковского районов – общие для всей области.