ОКОЛО ТЫСЯЧИ ГЕКТАРОВ ПУСТУЮЩИХ ПОЛЕЙ ВЗЯЛСЯ ОБРАБОТАТЬ ФЕРМЕР

5 лет ago Vichugskie 0

Такого оживления на сельхозугодиях вблизи деревни Жирятино, что расположена на территории Сунженского поселения, не прослеживалось уже несколько лет.

В конце апреля тишину заросших кустарником земель сельхозназначения нарушил гул мощного трактора К­700. Круг за кругом эта серьезная машина с тяжелой дисковой бороной сносила под корень поросль ивняка и других деревьев. Затем, удаляя корневые системы с помощью плугов, люди готовили почву к ее прямому предназначению – родить хлеб. Вскоре появились и другие агрегаты по обработке пашни, а потом заглубила сошники и первая сеялка. Трудоемкий процесс по освоению будущих зерновых и кормовых плантаций идет медленно, но уверенно. Местами в ход перед тракторами идут сначала бензопилы, но люди не отступают.

В отделе сельского хозяйства, продовольствия и закупок администрации Вичугского муниципального района узнал, что эти участки земли решил арендовать глава крестьянско­фермерского хозяйства Ш.Р. Тухтаев из Лухского района. Для проживания ему здесь выделили бывшее здание ФАПа, помогают с обустройством, в частности, с подведением электричества. В деревне новоселов тоже приняли доброжелательно. Поняв, что Ш.Р. Тухтаев пришел сюда с серьезными намерениями, некоторые местные жители устраиваются к нему на работу, например, механизатор на К­700, другие слесарят, обслуживая технику.

Что сподвигло луховчанина взяться за нелегкое дело на вичугской земле, какие задумки он пытается здесь осуществить, я поинтересовался у Ш.Р. Тухтаева при личной встрече.

— Нашему крестьянско­фермерскому хозяйству, – говорит Шафкат Рахимович, – в нынешнем году исполнилось 15 лет. Главная база находится в деревне Оношково Лухского района, основное направление – животноводство. В распоряжении 723 гектара угодий, 500 из которых – пашня. Выращиваем пшеницу, овес, горох, кормовые культуры, а нынче пытаемся и картофель. В основном курс взят на производство мяса от продуктивного крупного рогатого скота пород симентал, казахская белоголовая, абердин­ангусская. В целом гурт около 300 голов. Молочное стадо насчитывает 50 голов. Имеется необходимый набор техники, некоторую приобретали в лизинг. Коллектив небольшой, но на сезонные работы привлекаются дополнительно механизаторы из числа местного населения. С поставленными задачами справляемся, и настало время расширяться.

— Шафкат Рахимович, бытует мнение, что заниматься сельским хозяйством невыгодно. За 15 лет в малом предпринимательстве у Вас, наверняка, сложилось по этому поводу личное убеждение?

— На мой взгляд, без государственной поддержки сельское хозяйство не выживет, поскольку оно нерентабельно во всем мире. Причины давно известны – затраты на производство продукции полей и ферм не покрываются закупочными ценами, поэтому рассматривать сельхозпроизводство как бизнес сложно.

— В Вашем конкретном случае затраты на ввод в оборот земель, где расходуются, по-видимому, немалые средства, будут компенсированы?

— Это действительно очень накладно. Даже если в первом году с засеянных площадей мы получим нормальный урожай, затраты все равно не окупятся. Однако есть федеральные и областные программы по возмещению материальных средств, связанных с вводом в оборот земель. Над этим мы сейчас и работаем.

— Ставка на Ваш приход сюда сделана именно по этой причине?

— Причин несколько. Нам понравилась земля на этом участке. Изучили агрохимическую карту. В местной почве высокий процент содержания гумуса, он в разы превышает показатели на наших участках. Приняли во внимание достаток влаги в землях, с одной стороны, рискованно, а с другой, например, в сухое лето, является плюсом. Слышал от деревенских старожил, что урожайность полей при агрономе Викторе Яшкевиче здесь была всегда отличной.

— Сколько гектаров сельхозугодий Вы взяли под свое крыло?

— Мы взяли в аренду 960, но в нынешнем году рассчитываем освоить 300.  Обработка земли дается очень трудно, но план минимум постараемся выполнить и засеять расчищенные плантации. Рисковать с требовательными культурами, такими как ячмень, пшеница, не будем, а овес вырастим, осенью поднажмем на зябь.

— Шафкат Рахимович, откуда у Вас жилка к сельскому труду и как Вы пришли в сельское хозяйство?

— Родился я в Узбекистане, родители до сих пор живут там, но мама – уроженка Лухского района. Мы всегда занимались животноводством серьезно, так что это дело для меня с детства новшеством не является. В Ивановскую область я приехал поступать в вуз, но окончил СПТУ в Лухе. Затем армия. Вернулся на малую родину мамы и продолжил работу на селе. Высшее юридическое образование я получил, но позднее. Оно стало подспорьем к моей задумке организовать свое дело. В Лух приехали двое моих братьев. Здесь мы уже создали свои семьи, растим детей, как говорят, пустили корни. Шаг за шагом пришли к тому, что имеем.

— В прошлом году КФХ Ш.Р. Тухтаева вошло в состав кооператива местного направления, привлекая к себе внимание серьезных закупщиков и потребителей.

— На рынок, – говорит Ш.Р. Тухтаев, – с тремя товарами не выйдешь, нужны хорошие объемы, поэтому необходимо постоянное движение вперед, расширение границ и поля деятельности. Следующая ступень – преодолеть порог рентабельной реализации своей продукции как дешевого сырья. Даже в виде полуфабрикатов цена на нее уже возрастает в разы. Пользоваться этим преимуществом должны мы, вложившие в продукцию тяжелый крестьянский труд, а не перекупщики. Значит, надо думать над процессом переработки.

— Вы испытали на себе и знаете, какой ценой достаются деньги. Вкладываясь в расширение своих географических границ, естественно, не раз взвесили все «за» и «против». А что считается для фермера выгоднее: взять землю в аренду или оформить в собственность?

— В этом вопросе каждый должен определиться индивидуально. Если земля в аренде и что­то пошло не так, ее можно оставить. Когда вкладываешь деньги, всегда хочется получить отдачу и быть полным хозяином.

— Так почему не приобретать ее сразу, или еще нет уверенности в себе?

— К сожалению, институт частной собственности у нас не дает еще полной уверенности в завтрашнем дне, тем более с землями сельхозназначения. Нет гарантии, что не поднимутся ставки налогообложения и не станут губительно обременительными. Что касается конкретно нас – риск есть. С другой стороны, деревенские жители хотят видеть в округе поля ухоженными и урожайными, иметь работу и получать радость от самобытной жизни на селе, общения с природой. Они с желанием, открыто идут навстречу единомышленникам, а это тоже не малоценно и важно в деловых отношениях.

— К какому решению склоняетесь Вы?

— По имеющейся договоренности к осени текущего года мы выкупим пустовавшие до нас около тысячи гектаров угодий и вместе с селянами будем получать с них нужную нам отдачу.

В. Афиногенов (Вичугские новости №23 от 04-06-2019)