ПАРАД ПОБЕДЫ 1945-го – ТРИУМФ НАРОДА-ПОБЕДИТЕЛЯ
4 года ago Vichugskie 0
75 лет назад — 24 июня 1945 г. — в Москве на Красной площади состоялся Парад победителей. Среди его участников было немало героев — жителей Ивановской области.
И символично, что в этом году юбилейный Парад Победы состоится день в день с тем, легендарным.
«…Рядом с нами на Красной площади стояли летчики. Десятки немецких самолетов, взорванных вражеских эшелонов, штабов, аэродромов на счету у каждого. И все же со свойственным им юмором летчики обращались к нам: «Минеры?! Дай вам волю, вы бы и воздух заминировали!» — вспоминал Парад Победы 1945 года его участник – наш земляк из города Шуи Павел Тихонович Бабайкин, сержант, минер 13-й роты сводного полка 2-го Белорусского фронта (За участие в боях П.Т. Бабайкин был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»). — Эта шутка была нам по нраву, и мы старались отвечать летчикам тем же. Потому что знали, больше не придется в день обезвреживать до 300 вражеских мин, больше не будем терять своих товарищей, которым приходилось первым и вступать порой в приготовленные фашистами к уничтожению города…».
Решение о проведении парада в ознаменование победы над фашистской Германией было принято Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Маршалом Советского Союза Иосифом Виссарионовичем Сталиным в середине мая 1945 г. Было задумано провести «особый парад», в котором должны были участвовать представители всех фронтов и всех родов войск. Известно, что Генеральный штаб просил два месяца на подготовку. Но Верховный приказал провести парад именно 24 июня.
В Государственном архиве Ивановской области хранятся воспоминания и дневниковые записи ивановцев — участников исторического Парада Победы. Ивановцы вспоминают, что для участия надо было пройти жесткий отбор. В результате были отобраны бойцы и офицеры, наиболее отличившиеся в боях, проявившие храбрость и героизм, и имеющие боевые ордена. Рост и возраст тоже имели значение. Рост должен быть не ниже 176 см, а возраст — не старше 30 лет. Еще одним критерием являлась хорошая строевая подготовка.
В начале июня в столицу стали прибывать специальные поезда с участниками парада. В сжатые сроки подготовили сотни единиц боевой техники. Тренировки проходили на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе. Ивановец Алексей Николаевич Смирнов, разведчик артиллерийского полка 2-го Украинского фронта вспоминал: «Тренировались ежедневно по 6-7 часов с раннего утра до 5 часов вечера с небольшими перерывами. Генеральная тренировка проводилась ночью на Красной площади». И это понятно. Марш по Красной площади должен быть безукоризненным!
Планировалось, что на параде будет вынос Знамени Победы. Из дневника полного кавалера ордена Славы Василия Ивановича Пипчука, стрелка-разведчика 27-й отдельной разведроты: «Мы узнали, что 20 июня, за четыре дня до Парада Победы, на московском аэродроме приземлился самолет, доставивший из Берлина Знамя Победы. Значит, мы будем чеканить шаг на параде под знаменем, овеянным боевой славой, знаменем, которое Егоров и Кантария водрузили над рейхстагом». Однако, знаменосец командир 1-го батальона 756-го стрелкового полка 150-й ордена Кутузова 2-й ст. Идрицкой стрелковой дивизии капитан Степан Неустроев и его помощники сержант Михаил Егоров, младший сержант Мелитон Кантария и лейтенант Алексей Берест прошли на репетиции неважно. Сказывались и ранения, и недостаточность строевой подготовки бойцов. Поэтому от выноса Знамени Победы отказались. По приказу маршала Г.К. Жукова священную реликвию передали в Центральный музей Вооруженных сил.
22 июня 1945 г. в центральных газетах был опубликован приказ Верховного Главнокомандующего № 370 о проведении парада. Согласно приказу, на парад выводились сводные полки фронтов, сводный полк Наркомата обороны, сводный полк Военно-морского флота, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона.
24 июня рано утром московскую тишину улиц нарушил тяжелый грохот, лязг гусениц и гул моторов. Это в направлении Красной площади двигалась боевая техника: танки, тяжелые самоходные орудия, броневики, а также мотоциклы и автомобили. В Москве красочно были оформлены площади и улицы. Несмотря на то, что утро выдалось дождливым, радостные улыбки озаряли лица москвичей, гостей города и участников предстоящего парада.
Всех участников обеспечили парадным обмундированием. Чтобы выделить танкистов на параде, организаторам пришлось пойти на нарушение устава и одеть их в комбинезоны и шлемы, а знаки отличия прикрепить к комбинезонам. Танкисты и летчики были вооружены пистолетами. Роты связистов, саперов, кавалеристов — карабинами за спину, винтовками, автоматами, пистолетами; кавалеристам, кроме карабинов, выдали шашки.
К 9 часам утра войска выстроились на Красной площади. Трибуны заполнили многочисленные гости, а также члены дипломатического корпуса и главы иностранных военных миссий. На трибуне мавзолея присутствовало руководство страны во главе со И.В. Сталиным.
В.И. Пипчук в своем дневнике записал: «Десять ударов отбивают Кремлевские куранты. Из Спасских ворот на белоснежном коне выехал принимающий Парад Победы Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Ему навстречу поскакал Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский, командующий парадом. Вот они оказались перед сводными полками фронтов. В торжественной тишине звучит рапорт Рокоссовского о готовности представителей войск действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона к началу Парада Победы. Полководцы, объезжая войска, поздравляют воинов-победителей. Громкое ответное «ура!» раскатистым эхом звучит над площадью».
После парадной речи Г.К. Жукова торжественным маршем под звуки военного оркестра, чеканя шаг, прошли сводные полки по Красной площади. По словам А.Н. Смирнова, «сводные полки маршировали в порядке географического расположения фронтов с севера на юг. Впереди нашего полка шел командующий фронтом Р.Я. Малиновский».
Всего в параде участвовали 24 маршала, 249 генералов, 2536 офицеров, 31 116 солдат и сержантов. Всеобщий восторг зрителей вызвали воспитанники суворовских училищ. Известно, что по брусчатке в парадном строю прошли сын Героя Советского Союза Николая Гастелло и внук легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева.
Настал момент, когда торжественная музыка сменилась сухой барабанной дробью. Вслед за полками выступила колонна воинов, которые несли опущенные до земли знамена немецко-фашистских дивизий. Двести вражеских знамен и штандартов советские воины несли в перчатках, подчеркивая то, что даже в руки эти символы брать омерзительно. На параде их бросали на специальный помост, чтобы они не коснулись мостовой Красной площади. Первым бросили личный штандарт Гитлера, последним — знамя армии предателя Власова. Позднее как чумную заразу сожгли и помост, и перчатки. По словам В.И. Пипчука: «Надо было видеть, как к трибуне подходили бойцы, державшие в руках фашистские знамена, захваченные в боях! Их было двести, и все они, поравнявшись с Мавзолеем, останавливались, делали разворот направо и с презрением под резкую дробь барабанов бросали на брусчатку площади вражеские знамена. Бросали прямо в лужу, образовавшуюся от ливня…».
Парад продолжился прохождением боевой техники. Первыми появились зенитчики на автомашинах, потом прошли батареи противотанковой артиллерии, реактивные установки «Катюша». Мимо трибун пронеслись пушки на гусеничном ходу, сверхтяжелые орудия и другая техника. Прекрасное впечатление на всех присутствующих произвели танки «Т-34» и «ИС», считавшиеся на тот момент лучшими в мире. Завершили парад боевой техники самоходные орудия и тяжелые самоходные установки.
Парад длился два часа. Тысячи людей, переполнявшие Красную площадь, не замечали дождя. Погода улучшилась только к вечеру. Из-за плохой погоды отменили авиационную часть парада и проход колонн трудящихся. Тем не менее, граждан это не смутило и праздник не испортило. Это была всеобщая радость. А.Н. Смирнов вспоминал: «Все пели, плясали, обнимались, целовались, качали фронтовиков. Высоко в небе освещенные прожекторами развевались алые полотнища и красовался орден Победы…». А поздно вечером начался праздничный салют.
Парад Победы снимали более 100 операторов и фотокорреспондентов. Снят он был и на трофейную немецкую цветную пленку. И теперь каждый желающий может увидеть воочию это незабываемое зрелище – парад победителей!
Исторический парад 1945-го явился не только демонстрацией воинской доблести Красной армии, но и подлинным триумфом народа-победителя. К сожалению, эта победа, как и другие, не была вечной. И сейчас новым поколениям снова предстоит борьба за сохранение исторической памяти.
Материал подготовила Елена Болтунова,
начальник отдела Государственного архива Ивановской области
Из воспоминаний шуянина Александра Николаевича Калинина, старшины 1-й статьи противолодочного катера МО-103, участника Парада Победы:
«…Конвоировали мы суда до Таллина. Ходили через Швецию. Вот там-то на рейде у шведских берегов и прилетела к нам весть о долгожданной Победе. Пришли в Таллин. Мне было приказано явиться в штаб флота. Направляясь туда, я терялся в догадках: Зачем? В штабе собралось нас много. Построили всех, поздравили с Победой и сказали: «Война окончена. Предстоит Парад Победы. Вам доверено в нем участвовать».
За месяц до парада в вагонах военно-санитарного поезда мы прибыли в Москву. Начались усиленные занятия строевой подготовкой, ночные репетиции на Красной площади. Часто нас навещал командующий ВМФ Н.Г. Кузнецов. Подолгу беседовал с нами, расспрашивал нас о боевых делах.
И вот наступило утро 24 июня. Много я повидал в жизни, но вот до сих пор самое яркое воспоминание — это Парад Победы. В семь утра мы уже стояли на своем, много раз выверенном, месте. Шел дождь, который закончился как раз к началу парада. Наш сводный полк стоял напротив Мавзолея Ленина. Поэтому нам хорошо была видна трибуна с находившимися на ней руководителями партии и государства.
Мы стояли, и сердце сжималось от боли и радости. Боли за своих друзей, которые не дожили до этого светлого часа. Радости, что ненавистный враг повержен. В наших сводных полках плечом к плечу стояли прославленные солдаты и сержанты, офицеры и генералы, Герои Советского Союза, кавалеры орденов Славы. Москвичи восторженно принимали нас, а потом наступила моменты, когда парад принимал любимец всех солдат Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, и когда двести бойцов под барабанный бой бросали к подножию Мавзолея Ленина двести знамен немецко-фашистских армий.
Всем, кому довелось быть там, на Красной площади, никогда не забыть тех мгновений. Помню на приеме, устроенном по окончании парада, всем его участникам первым в стране были вручены медали «За победу над Германией…»
(А.Н. Калинин за участие в боях в годы войны был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», а после войны — за отличие в труде на Шуйском заводе химического волокна — орденом Трудовой Славы III степени)
Публикацию документов подготовила главный специалист Государственного архива Ивановской области Елена Семеновская