ВИЧУЖАНИН ПОКОРИЛ ВОЛГУ НА БАЙДАРКЕ

2 недели ago Vichugskie 0

2500 километров от Каменки до Астрахани на байдарке преодолел вичужанин Михаил Смирнов этим летом. Но покорение самой длинной реки Европы он начал еще в прошлом году, когда прошел первую часть от истока Волги до Каменки.

Михаил Смирнов – коренной вичужанин, окончил среднюю школу № 17, сейчас работает в одном из московских аэропортов. Сначала увлекся туризмом, а совсем недавно появилось и водное хобби – байдарка. О своем последнем путешествии он рассказал в интервью.

­- Михаил, расскажите, как появилось это увлечение и почему именно байдарка?

­- Вообще туризмом я увлекаюсь уже давно. В горы хожу, походы с палаткой устраиваю. А вот увлечение байдаркой появилось совсем недавно. Гуляя как-то по набережной в Кинешме, увидел: каякер плывет – и думаю, интересно, что же там дальше, за горизонтом. И возникла идея самому попробовать. Приобрел байдарку. Сначала проплыл от Кинешмы до Юрьевца. Чтобы оценить себя, почувствовать, можно ли в принципе проплыть всю Волгу, «покорить» ее. И когда дошел до Юрьевца, понял – да, возможно, по силам. И в прошлом году я от самого истока Волги, где река такая узенькая, что перешагнуть можно, проплыл до Каменки. У меня получилось преодолеть 1040 километров за 27 дней. А в этом году решил продолжить маршрут и дошел до самой Астрахани. Самостоятельно пытался найти информацию о таких походах в интернете, но оказалось, что очень мало кто на такое отваживался.

­- Значит, чтобы решиться на такое путешествие, нужно быть уверенным в себе, находиться в хорошей физической форме и иметь опыт турпоходов и сплавов?

­- Не сказал бы, что у меня очень большой опыт. Туризмом я начал увлекаться где-то с 18 лет, но это были пешие походы с палаткой. А вот байдаркой и водными путешествиями занимаюсь только три года. Каким-либо спортом не занимаюсь, бегаю для себя, в основном только туризмом.

­- Расскажите о своем путешествии?

­- Всего сплав от Каменки до Астрахани у меня занял 56 дней. Сначала планировал дойти только до Казани, но когда туда добрался, показалось мало, и решил продолжить до Самары. Когда достиг и этого города, решил, что нужно уж идти до самого конца, до Астрахани. На протяжении всего путешествия наслаждался неповторимой русской природой. Погода «подбрасывала» приключения, пришлось преодолевать и штормы, и шквалистый встречный ветер. Сильные дожди в начале путешествия не пощадили мой телефон. По пути встречал и познакомился со многими людьми. Подплывали, махали с берега, интересовались, куда иду, и удивлялись тому, сколько я преодолел и куда гребу. Снимал много видео, постараюсь смонтировать небольшой фильм о своем путешествии.

­- Давайте немного поговорим о бытовых моментах путешествия. Например, как выбирали места для стоянки? Готовили еду?

­- Выбор места для стоянки на самом деле очень проблемный вопрос. Часто бывает, что хорошие места попадаются только днем, когда еще рано вставать на ночевку. А вот уже ближе к вечеру, где-то часа за два до заката, когда уже специально начинаешь их искать, возникают проблемы. Главное – найти ровное место, чтобы можно было поставить палатку.

Был один такой момент: поставил палатку на берегу на щебне, а ночью поднялся сильный ветер, волной ее и подмыло. Проснувшись рано утром, я уж думал, что в Астрахань прямо так, в палатке, без байдарки, уплыву. И в четыре утра было принято решение быстро собираться и искать новое место. А изначально я остановился там, потому что было поздно и в темноте плыть дальше уже было нельзя. Это случилось недалеко от Ульяновска на Куйбышевском водохранилище, самом большом в Евразии, где ширина реки достигает более 40 километров. Там очень сложно найти подходящее место для стоянки, берег высокий. Его из-за сбросов воды с Жигулевской ГЭС постоянно размывает, он просто рушится. К такому обрывистому берегу никак не причалить и не забраться.

Но это редкость, в основном уже заранее начинаешь искать. Хорошо, когда попадается уже обустроенное место, бывает, со столом.

Для приготовления пищи у меня с собой была трубопечка. В турпоходы в основном я беру газовые горелки, но трубопечка в этом плане удобнее, потому что дрова, щепки, шишки на Волге всегда есть, закинул, поджог, и все.

­- А где пополняли запасы провизии?

­- В плане передвижения на байдарке в этом, конечно, минус, потому что надолго ее не оставишь. Старался выбирать маленькие города по пути следования. Ходил в магазин, закупался примерно на неделю. Байдарку оставлял прямо на берегу, забирая все ценные вещи с собой, но благо никто на нее даже не покушался.

­- А как преодолевали крупные города с оживленной туристической навигацией?

­- Конечно, перед таким путешествием я выучил все правила навигации и старался их придерживаться. В крупных городах в основном держишься ближе к берегу, не дальше 100 метров, а не идешь посередине фарватера. Хоть это и не всегда удобно, например, когда я проходил Нижний Новгород, погода стояла ужасная, была большая волна, а берег там – в бетоне, что дополнительно ее усиливает, и возникает сильная качка – «терка». Но все решаемо. Скажу по опыту, бывали моменты, как после Саратова, когда шел 20 километров от мыса до мыса посередине водохранилища, и кораблей там даже на горизонте видно не было.

­- Экскурсии себе по прибрежным городам устраивали?

-­ Нет. Хотя очень хотелось, много красивых городов встречалось по пути. Но байдарку особо нигде не бросишь и не разгуляешься. В будущем в приглянувшихся, может, просто побываю.

­- Может, какие-то места или города произвели особо сильное впечатление?

­- Природа России – поистине неповторима и прекрасна. И всех красивых мест даже не упомнишь, но первое, что приходит на ум, – это Камское устье, Жигулевские горы, Утес Степана Разина.

Из городов по виду с воды сильно впечатлил Волгоград – скульптура «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане, стадион, построенный к Чемпионату мира по футболу.

­- В ходе сплава были какие-нибудь интересные или забавные моменты?

­ Был один забавный момент. Волга сама по себе очень непредсказуемая река, она может быть спокойной, нежной, ласковой, а через минуту как налетит ветер, ураган, поднимется сильная волна. После Саратова было небольшое водохранилище, и я начал искать место под стоянку. А там его не так просто найти. Берег – одни камыши. И тут поднялся очень сильный ветер. Я по навигатору нашел небольшой остров и взял курс на него, надеясь на нем переждать бурю. Ветер поднял очень сильную волну, и меня на байдарке просто кидало из стороны в сторону, вода внутрь захлестывала. Но я не сильно переживал, байдарка у меня хорошая, она не переворачивается, и заливающаяся вода ей не помеха, хотя, глядя со стороны, может казаться, что просто ужас. А на острове в это время люди отдыхали. Увидев вдалеке, за километр с лишним, меня в бинокль, подумали, что человек тонет, и бросились на двух катерах спасать. Но пока они собирались, я уже почти к острову подгреб, там оставалось не более 100 метров. Подплыв ко мне, они очень удивились: «Как так? Мы же тебя спасать идем!». Они меня накормили, помогли расположиться на берегу с палаткой. Вот такая история про спасателей, которые очень долго спасали, да и помощь мне совсем тогда не нужна была.

­- Может быть, есть какие-то планы на будущие путешествия?

— У меня на самом деле уже много планов. И теперь появился еще один – побить рекорд по скорости прохождения Волги. Насколько мне известно, на данный момент самое быстрое время принадлежит британцу. Он преодолел Волгу за 71 день на каяке, который считается быстрее байдарки в два раза. Я же, если сложить мои два похода, прошел Волгу суммарно за 83 дня. Честно говоря, это даже немного обидно, что рекорд скоростного прохождения великой русской реки принадлежит британцу. К тому же я на байдарке его практически повторил, даже не особо стараясь. Например, в конце пути, перед Астраханью, я, наоборот, замедлился, чтобы чуть-чуть расслабиться, отдохнуть, так как там появилось сильное течение, которого выше по Волге из-за каскада водохранилищ нет. По моим подсчетам я мог бы уложиться в 78 дней. Мне бы хотелось в будущем попробовать пересечь Волгу на каяке и поставить новый рекорд.

­- Спасибо за интервью, хочется пожелать Вам успехов и осуществления таких амбициозных планов.

А. Клюшкин