СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ СТАЛ ЕГО СУДЬБОЙ

5 лет ago Vichugskie 0

В преддверии дня военно-морского флота Российской Федерации, который отмечался 28 июля, на страницах нашей газеты мы рассказали о моряке-подводнике Александре Викторовиче Смелове, более 20 лет отдавшем службе Родине на Северном флоте.

После окончания школы №11 ее выпускник Александр Викторович Смелов поступать в институт или техникум не планировал. До призыва в армию еще оставался год, и он «махнул» на всесоюзную стройку «КАМАЗа» в Набережные Челны. Рабочие руки там требовались, а в перспективе «светило» получение благоустроенной квартиры. Устроился слесарем на растворобетонный завод. Жили в вагончиках, появились друзья-одногодки.

Повестка из военкомата не заставила себя ждать. Недолгие сборы, отправка в Казань. А там, как водится, приехал «покупатель», по каким-то своим критериям отобрал нужных ему призывников. Далее прохождение медицинских и профтехнических комиссий и прямой путь в учебку в Кронштадт. Мог ли тогда парень из Вичуги предположить, что лучшие годы его жизни будут связаны со служением Родине на Северном флоте? Конечно, нет.

А пока строгий армейский режим, бесконечные занятия в течение полугода по устройству корабля, как бороться за живучесть судна, строевая подготовка, четкость обращения и докладов и так далее.

Учили, по словам А.В. Смелова, «крепко»: экзамены, зачеты… К молодежи пришло понимание, что с морем не шутят, оно покоряется только тем, где один отвечает за всех, а все за одного.

Получив первоначальные знания для моториста дизельной подводной лодки, выпускник направлен на Кольский полуостров. Североморск, зетем Видяево. Тут он впервые испытал себя на морскую качку. По дороге к пункту назначения паром кренило и болтало. Кто попадал на морское судно впервые, чувствовали себя не одинаково хорошо, одни побегивали в гальюн, других тошнило, Александр же к морской болезни оказался адаптирован.

На пирсе пополнение встречало начальство с большими звездами на погонах, а перед взором А.В. Смелова почему-то первыми предстали подводные лодки громадного размера, в разы превышающие те, что в учебке. Позднее он узнал – длина каждой из тех подлодок около 90 метров, диаметр прочного наружного корпуса – семь метров, да и легкого внутреннего очень приличный. По словам подводника
А.В. Смелова, расстояние между прочным и легким корпусами – это сложнейшая система баков, которые заполняются водой, чтобы лодка погружалась и продувалась для всплытия. О суперсложности других узлов и оборудования можно только догадываться.

Даже через годы Александр Викторович считает, что ему повезло и с экипажем, который часто ходил в моря, а это значит, был дружный коллектив высокопрофессиональных специалистов и опытных командиров, которому доверяли.

Шел 1975 год – время «холодной войны», но для моряков «холодная» мало что означало война есть война. Нужно было постоянно быть начеку, в полной боевой готовности. Расположение базы обеспечивало противостояние американской флотилии, курсировавшей в разведывательных целях в северных водах. Однако вольготно чувствовать себя здесь им не позволяли наши военные моряки. Это обеспечивалось в том числе и четкими действиями каждого бойца подлодки на своем боевом посту.

В походы на выполнение поставленных задач брали лучших, и моторист-подводник А.В. Смелов был практически постоянным их участником. Экипаж именно их подлодки проводил на «отлично» стрельбы ракетами, выполнял торпедные атаки, внушая серьезные опасения противнику не только у своих берегов, но и в Средиземном море. Выполнение некоторых заданий Родины длилось месяцами и, как правило, заканчивалось успехом. В качестве поощрения, например, А.В. Смелов трижды ездил на свою малую родину в краткосрочные отпуска.

Свои востребованность и причастность к охране мирной жизни соотечественников подводники чувствовали постоянно, а поэтому некоторые, в том числе и боец Смелов, оставались на сверхурочную службу.

Он поступает и оканчивает школу мичманов и возвращается в свой экипаж, но уже специалистом-акустиком.

К тому времени произошли перемены и в личной жизни молодого мичмана. Привыкший ценить время и принимать единственно правильное решение Александр Викторович проявил это качество в тех самых трех отпусках, что предоставляло ему командование за успехи на флоте. В первом же отпуске он познакомился с девушкой, во втором они узнали друг друга ближе, а по приезду в третий он предложил ей выйти за него замуж, чуть позднее уже встречал молодую жену с чемоданами в Видяеве. Здесь у них родился первый сын.

Служба шла своим чередом: на берегу – усиленная подготовка к очередному походу, строгие сдачи экзаменов придирчивым специалистам, и только после этого допуск на судно. А там постоянные вахты, напряженный труд, порой на пределе возможностей. Иногда казалось, что уснешь, не добравшись до койки, но ответственность всегда брала верх. Были и нештатные ситуации, приходилось бороться за плавучесть боевого корабля, рискуя жизнью и здоровьем. Но это Александр Викторович считает издержкой профессии, ведь возвращались всегда живыми. А дома на вопрос супруги: «Как поход?» – улыбаясь, отвечал: «Все отлично!», крепко обнимая жену и сына.

Шли годы, менялись обстоятельства, армию пополняли атомоходы, но без дизельных подлодок-трудяг морякам не обойтись и по сей день. Вот и тогда их субмарине приписали другое предназначение, а экипаж расформировали. Мичман Смелов был переведен на спасательную подлодку, а затем по сложившимся обстоятельствам и с учетом своего опыта занимался ответственным делом в лаборатории измерительных приборов. В общей сложности наш земляк отдал военно-морскому флоту более 20 лет и ни секунды не жалеет о том, что посвятил молодость, силы и энергию общению со стихией, защищая водные рубежи Родины в суровом краю. Он обрел надежных друзей и семью, прочувствовал смысл настоящей мужской дружбы, поддержку родных людей, близость и тоску по своей малой родине.

Возвратившись в Вичугу в 1995 году, Смеловы поселились в родительской квартире Александра Викторовича. Глава семейства трудоустраивается в «Телеком» монтером, затем переводится на радиоузел, работает в маркетинге, далее занимает должность заместителя начальника линейного цеха. Вышел на пенсию будучи инженером электросвязи «Ростелекома». Его верная спутница жизни, мать двоих сыновей, занялась самым мирным трудом. Вера Анатольевна преподавала в начальных классах в школе № 3 (филиал школы №13). Супругов на работе ценят и уважают, помнят как добросовестных специалистов и надежных товарищей.

У семейной пары четверо внуков, так что свободное время ограничено, а еще надо с садом управляться и по дому. Так что скучно не бывает. И все же в глубине души Александр Викторович мечтает побывать в Видяеве, хоть одним глазом взглянуть на пирс, полюбоваться ставшей близкой его сердцу природой Севера. Кто знает, может, и сбудется.

А он с вичужанами, служившими в Военно-морском флоте Российской Федерации и демобилизовавшимися в разные годы с различных флотов, но оставшимися в душе моряками до конца дней своих, встретится на Сунже у поселка Ново-Писцово. Там в который раз 28 июля они установят флагштог, поднимут Андреевский стяг и на парадном построении подтвердят свою преданность морфлоту и то, что они еще в тельняшках… А затем, естественно, в кругу семей и близких отдохнут у воды со всей широтой души, как умеют только моряки.

В. Афиногенов


[masterslider id=»11″]