МУЗЫКА СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА В ИСПОЛНЕНИИ ЛУЧШИХ ВИРТУОЗОВ РОССИИ ЗВУЧАЛА ДЛЯ ВИЧУЖАН

12 месяцев ago Vichugskie 0

Первый музыкальный фестиваль «Весенние воды», посвященный 150-летию со дня рождения выдающегося русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова, стал главным культурным событием апреля для всей Ивановской области и в особенности для жителей Вичуги и Вичугского района.

В течение всего апреля у вичужан была возможность побывать на выступлениях молодых талантливых исполнителей и опытных профессионалов, заслуженных и народных артистов России, вокалистов и музыкантов, известных не только в нашей стране, но и за ее пределами.

В рамках фестиваля в городе побывал эксперт, который отметил особую историческую ценность старинного рояля в Культурном центре.

Идея проведения фестиваля в нашем регионе возникла неслучайно

Известно, что в молодости Сергей Рахманинов после окончания Московской консерватории провел два летних периода в 1892 и 1894 годах в Вичугском районе, на даче Отрадное близ Каменки, в имении фабриканта Ивана Коновалова. Здесь он обучал Александра Коновалова игре на рояле, сочинял, отдыхал, делал музыкальные переложения. Его причастность к нашим краям и стала важным основанием для учреждения фестиваля ярко выраженной вокально-хоровой и фортепианной направленности.

В течение всего апреля у вичужан была возможность побывать на выступлениях молодых талантливых исполнителей и опытных профессионалов, заслуженных и народных артистов России, вокалистов и музыкантов, известных не только в нашей стране, но и за ее пределами. Основу музыкального фестиваля, конечно же, составляли сочинения Сергея Васильевича Рахманинова. Зрители услышали известные произведения композитора, фрагменты Литургии и Всенощной, романсы, этюды-картины, прелюдии и многое другое.

Инициаторами и главными организаторами фестиваля выступили два творческих объединения – «Классика» и «Шереметьев-Центр» ИГХТУ при содействии Департамента культуры и туризма Ивановской области и администрации г.о. Вичуга.

Фестиваль походил на нескольких культурных площадках Ивановской области

Торжественное открытие фестиваля «Весенние воды» состоялось 1 апреля в концертном зале «Классика» в Иванове, а 2 апреля – в Культурном центре в Вичуге. Уникальный и интересный своими грандиозными размерами зрительный зал центра, аналогичный Малому театру в Москве, способен вместить более 1200 зрителей и обладает замечательной акустикой. Поэтому он особенно подходит для исполнения академической музыки и хорового пения. Культурные мероприятия в рамках фестиваля проводились и на других площадках региона.

Открыли фестиваль хоровые коллективы под управлением заслуженного работника культуры России, почетного работника образования РФ, профессора Евгения Боброва, автора этого проекта и художественного руководителя фестиваля, и народная артистка России, лауреат международных конкурсов вокалистов Вера Добролюбова.

Мужской певческий ансамбль «Классика» из Иванова под руководством дирижера Евгения Боброва порадовал виртуозным исполнением произведений и жителей поселка Каменка Вичугского района.

А выступление заслуженного артиста России, профессора, пианиста Андрея Писарева и хора студентов Московской консерватории им. П.И. Чайковского под управлением профессора Алексея Рудневского, состоявшееся в минувшие выходные на сцене Культурного центра, стало органичным завершением фестиваля в Вичуге.

Юные музыканты услышали классику в виртуозном исполнении и пообщались с известными пианистами

Прикоснуться к миру классической музыки вичужане могли не только на различных концертных площадках. Сразу несколько увлекательных встреч в рамах фестиваля «Весенние воды» состоялось в Детской школе искусств г. Вичуги имени Б.А. Перевезенцева.

Стоит отметить, что в прошлом году в ДШИ был оборудован виртуальный концертный зал, который позволяет транслировать в высоком качестве филармонические концертные программы и создает полный эффект присутствия на концерте. Но фестиваль «Весенние воды» подарил учащимся ДШИ и их педагогам уникальную возможность насладиться исполнением известных произведений русской классики именитыми музыкантами России в живую. А в конце каждой встречи у зрителей была возможность задать музыкантам интересующие их вопросы.

Так, ребята смогли пообщаться с Евой Геворгян – самой титулованной юной пианисткой России, лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов. Слушатели творческой встречи-концерта были покорены музыкальностью, великолепной техникой артистки и долго не отпускали ее, одаривая бурными аплодисментами.

В рамках фестиваля в Вичугу приезжал Иван Бессонов – еще один из известных в России молодых пианистов, обладатель гран-при Международного юношеского конкурса имени Ф. Шопена, первый российский музыкант – победитель «Классического Евровидения», проходившего в Шотландии. После общения зрители попросили Ивана Бессонова сыграть на бис, и он порадовал вичужан великолепным исполнением еще одного произведения.

Завершила череду концертов живой музыки в вичугской ДШИ концерт-встреча с деканом фортепианного факультета Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, пианистом Андреем Писаревым, которого часто приглашают проводить мастер-классы в России, Японии, США и Бразилии.

Эксперт отметил особую историческую ценность рояля в Культурном центре

Во время проведения фестиваля «Весенние воды» в Вичуге побывал владелец уникальной коллекции исторических фортепиано, создатель музея-мастерской фортепиано в Рыбинске, реставратор и мастер-настройщик Алексей Стравицкий. Всего в фондах этого музея порядка 120 инструментов и каждый со своей историей, а в нашем городе эксперта заинтересовал рояль, стоящий в Городском культурном центре – в наследии известных вичугских меценатов и фабрикантов Коноваловых.

Осмотрев инструмент, эксперт отметил, что даже поверхностного взгляда хватит, чтобы назвать время создания, а значит, и приобретения этого рояля – это ориентировочно 60-70-е годы XIX века. Этот большой концертный рояль для большого зала – самая дорогая модель известного французского бренда «Pleyel» – вероятно, единственный сохранившийся в нашей стране, отметил реставратор. В его музее есть два рояля – салонный и кабинетный – 1865 и 1870 годов, следовательно, есть опыт общения с инструментами и этой фирмы, и именно этого времени. «Поэтому я говорю достаточно уверенно то, что вижу.., – подчеркнул он. – Тогда были уникальные столярные изделия, такого сейчас уже просто не увидишь… Если чувствуешь руками, а потом видишь глазами, понимаешь, что это исключительное изделие, дорогое, лучших мастеров мира. Причем, он в хорошем аутентичном состоянии, это тоже немало».

Алексей Стравицкий считает, что рояль имеет и особую историческую ценность: на это указывает и время его создания, и то, что лучший инструмент мало кто себе мог позволить. «Самое удивительное, что он вообще оказался здесь, – подчеркнул эксперт. – Видимо, он был вывезен кем-то из предпринимателей того времени, из купцов. И стоял все время здесь, в Вичуге. А как мы знаем, этот народный дом связан с Александром Ивановичем Коноваловым, у которого бывал Сергей Васильевич Рахманинов. Практически другой версии, что он не был в Коноваловской семье, я думаю, нет. И если уж Сергей Васильевич появлялся в семье Коноваловых, выстроим логический, конечно же, ответ о том, что он играл на этом рояле». Вероятность того, что на этом инструменте играл композитор, очень велика, считает Алексей Стравицкий: «Почти сто процентов. Маленький городок. Лучший рояль принадлежал явно, скорее всего, семье самых влиятельных, главных людей». «Мы сами, конечно, можем сотворить легенду, но здесь не легенда, – добавил он. – Здесь есть определенные факты, которые говорят о том, что он тут стоял. В стране не так много сохранилось французских роялей, тем более ХIХ века (после революции их было очень много уничтожено). К нему обращались с любовью, его хранили и понимали, что это такое».

Как считает создатель музея- мастерской фортепиано, любой, даже крупный музей России с удовольствием пополнил бы экспозицию таким роялем.

«Поэтому я думаю, что надо крайне пристальнее к этому вопросу обратиться, потому что этот рояль может стать практически символом Ивановской области, ну и Вичуги, соответственно, и достопримечательностью для туристов и организаторов концертов, и какого-то живого общения, образовательного общения молодежи, приезжих, собственно жителей города и всего региона с музыкой, с нашими традициями. Я думаю, что это все впереди», – подчеркнул эксперт.

А еще он уверен, что этот инструмент можно и нужно восстановить: «При его восстановлении мы можем получить аутентичные звуки музыки и Шопена, и Рахманинова молодого… Сейчас вообще только поднимается историческое исполнительство, – подчеркнул эксперт. – Тем более, что он неописуемо красив. Если его даже немного подрасчистить и укрепить, сразу будет видно, что это рояль, который сделан с французским изяществом, в Париже, который был столицей-законодательницей мод мира. Все здесь изящно, прекрасно и также будет играть. И каждый пианист, я знаю, когда восстанавливаешь такие рояли, с наслаждением на них играет».

Первый музыкальный фестиваль «Весенние воды», собравший вместе столько творческих и талантливых людей, завершился, но, наверняка, оставил у ценителей классической музыки неизгладимые впечатления.